Страхование складских запасов: механизмы в действии С середины XVII в. страховые услуги становятся неотъемлемой частью экономики рыночного капитализма. Сегодня они сопровождают торговую, коммерческую и логистическую деятельность компаний по всему миру. Современный тренд на глобализацию мировой экономики ведет к увеличению совокупного товарооборота, а это в свою очередь повышает спрос, в том числе и на услуги страхования. Страхование выступает как инструмент управления рисками, которым подвержены владельцы грузов, перевозчики, операторы складских комплексов и другие звенья логистических цепочек. Одна из самых привычных форм такого страхования — страхование имущества, т. е. складских запасов. Объектом страхования в этом случае выступают товарные запасы, например принадлежащие компании-дистрибьютору или принятые оператором складского комплекса на хранение от третьих лиц. Страховой договор может покрывать не только типовые «огневые» риски — пожар или кражу, но и риски, характерные для этой отрасли: повреждения при погрузке и разгрузке товара или перемещении его внутри склада, гибель и порчу товарных запасов в результате поломки оборудования (к примеру, холодильников, если страхуемый товар — продукты питания) и т. п. По данным страхового общества «Ингосстрах», только две трети страхователей ограничиваются типовым вариантом — остальные адаптируют условия контракта исходя из собственной оценки рисков. Эта оценка в первую очередь учитывает условия и место хранения, а также конкретные свойства хранимого товара и требует отлаженного взаимодействия между страховщиком и страхователем. Самым сложным вопросом при страховании складских запасов становится определение соотношения страховой стоимости и страховой суммы, установленной в полисе. Дело в том, что страховая стоимость фактически находящихся товарных запасов должна совпадать со страховой суммой, установленной в полисе. В противном случае при урегулировании убытка страховщик будет рассчитывать так называемый коэффициент недострахования, то есть соотношение страховой суммы, указанной в полисе, и страховой стоимости фактически находившихся товаров. Далее этот коэффициент будет применен к сумме ущерба. Другими словами, если фактически на складе оказывается больше товара, чем было отражено в страховых документах на текущий период, то товар на сумму этого превышения, по сути, остается незастрахованным. Более того, если в результате страхового случая гибнет или оказывается поврежденным не весь запас товара на складе, а только его часть, то соотношение между страховой суммой и фактическими запасами определяет то, насколько страховое возмещение будет меньше, чем собственно страховая сумма. Это можно пояснить на условном примере. Допустим, застрахованный остаток товарных запасов на складе составляет 50 млн. руб., фактический — 100 млн. руб. Наступает страховой случай, приводящий к гибели 50% хранившегося товара, то есть к ущербу в размере 50 млн. руб. Условно страховщик исходит из того, что доля погибшего товара одинакова как для застрахованного, так и для незастрахованного запаса. Это означает, что застрахованного товара погибло на 25 млн. руб. — такое возмещение и получит страхователь. В случае, когда компания перестраховывается и заявляет страховщику сумму, превышающую стоимость товара, фактически находящегося на складе, компания несет дополнительные расходы в виде завышенной страховой премии. Но динамика коммерческой деятельности задает ритм отгрузок и поставок товара, вследствие чего постоянно меняются как номенклатура хранимого на складе имущества, так и его стоимость, и зачастую сложно постоянно приводить страховую стоимость и сумму в соответствие. Как в этом случае обеспечить полноценную защиту за адекватную стоимость? Существуют две основные схемы решения этой задачи: страховая премия может определяться как из расчета максимального остатка товарных запасов, так и из расчета средней величины стоимости запасов. Оба варианта предполагают, что страховой защитой обеспечен весь фактически находящийся на складе товар. Различие заключается в расчете страховой премии, который производится либо по заранее указанной в полисе страховой сумме, либо по данным о реальной заполненности склада. В первом случае величина страховой суммы устанавливается на основе максимально возможных остатков товарных запасов и не учитывает их колебания. Плюсом данного варианта является минимум расходов на обслуживание договора страхования, минусом — завышенная сумма премии в случае некорректно рассчитанной страховой суммы. Как показывает практика, этот вариант применим для компаний со стабильными остатками или небольшой стоимостью товарного запаса, так как экономия на учете колебаний в этом случае незначительна. Для сравнения: методика расчета премии по среднему остатку также не предполагает регулярную корректировку страховой суммы, но она предполагает учет фактических данных об остатках на основании предоставленной компанией информации, и соответственно расчет страховых взносов производится по фактическим данным. Очевидно, схема расчета страховой премии по среднему остатку товарных запасов представляет собой более дешевый (в силу учета фактических данных об остатках) для страхователя вариант. По мнению Сергея Соколова, начальника отдела аквизиции управления непромышленного страхования «Ингосстраха», этот метод оправдан при страховании крупных складских запасов с ярко выраженной динамикой. Поскольку чаще всего встречается сезонная динамика складских запасов, отраслевым стандартом является ежеквартальное уточнение данных. Впрочем, г-н Соколов указывает, что технически можно реализовать еженедельное или даже ежедневное обновление информации о товарных запасах на складах. Следует отметить, что возможности индивидуализации договора имущественного страхования не ограничиваются выбором методики расчета страховой премии и изменениями перечня страхуемых рисков. На рынке есть и более сложные решения. Так, крупные компании машиностроительной, пищевой, фармацевтической отраслей часто бывают заинтересованы в том, чтобы их продукция была застрахована не просто в качестве складского запаса, но и имела защиту на каждом из участков производственно-логистической цепочки — от сырья и комплектующих на складах поставщиков вплоть до готовой продукции на складах дистрибьюторов. В этом случае услуги складского страхования становятся частью комплексного предложения, учитывающего особенности бизнеса клиента и структуру его цепочки создания стоимости. Адаптация условий страхования товарных запасов бывает необходима и при решении более локальных задач. Так, дистрибьюторы различных товаров повседневного спроса регулярно сталкиваются с тем, что их партнеры — кредитные организации — настаивают на страховании товара даже на складах кратковременного хранения. Эти требования вполне обоснованны, так как серьезный ущерб при отсутствии страховой защиты может пошатнуть финансовую устойчивость компании, достаточно вспомнить пожар на главном складе холдинга «Протек» в 2006 г. Убыток, нанесенный крупнейшему российскому дистрибьютору лекарственных средств, превысил $75 млн. Тот факт, что «Ингосстрах» своевременно и в полном объеме возмещает СБОИМ клиентам убытки, объясняется не только финансовыми резервами страховщика и использованием механизмов перестрахования. Не менее важным фактором оказывается понимание бизнеса клиента. Именно эта способность позволяет успешным страховым компаниям создавать услуги, соответствующие реальным запросам страхователей. Как отмечает г-н Соколов: «Понимание бизнес-процессов клиента со стороны страховщика, а вместе с тем и понимание сущности страхования и структуры рисков со стороны клиента — это фундамент долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений. Но он, в свою очередь, опирается на открытость партнеров друг другу». В самом деле, эффективное управление рисками требует прозрачной деловой среды. Организовать и сохранить такую систему отношений нелегко, однако именно в условиях кризиса эта задача приобретает наивысший приоритет: чтобы обрести уверенность в будущем, любому бизнесу нужны устойчивые и надежные инструменты финансовой защиты. Качественное страхование, соответствующее особенностям бизнес-процессов клиента, занимает в ряду этих инструментов одно из важнейших мест. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56782/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1036 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию