Идет нормальная война Проблемы развития фармацевтической промышленности по-прежнему упираются в наличие на рынке коррупционных схем. Они не дают отечественным компаниям использовать открывшуюся в кризис возможность подняться на импортозамещении. Cвердловская область, по словам главы Минпрома Анатолия Гредина, нуждается в медпрепаратах 652 наименований, наиболее востребованных. Из них сама производит 78 позиций. Остальные закупает за рубежом. В условиях кризиса и подорожания доллара — это серьезные расходы. Для устранения дисбаланса планируется модернизировать отрасль и наладить до 2011 года в рамках частно-государственного партнерства масштабное производство более половины препаратов из числа дефицитных. Задача импортозамещения в кризис обрела новую остроту. Есть ли возможности для ее решения? Ситуацию на российском фармрынке определяет снижение потребления на 7,6% из-за падения покупательной способности населения. Лекарств берут меньше и дешевле: нижний сегмент, от 50 до 150 рублей за упаковку, составляет 33,3% рынка; средний, до 500 рублей, — 36,7%. Остальное — сегмент дорогой, до тысячи за упаковку (по данным ЦМИ «Фармэксперт»). При этом в денежном выражении фармрынок увеличился на 23,8% (по прогнозам, до конца года вырастет еще на 30%) и составил 210 млрд рублей в ценах конечного потребления. Особо подорожали препараты с января по июнь — плюс 15,4%. Специфика российского рынка любопытна. Объемы продаж зарубежных фармацевтов здесь увеличились на 30 — 40%: поддержка их родными государствами в кризис резко выросла, а кредиты стали доступны как никогда (ставки 2 — 3%). У российских предприятий картинка обратная: кредиты под 20 — 25% годовых, лоббирование со стороны государства отсутствует, заявления об антикризисных преференциях для предприятий стратегически значимых или с уникальными технологиями остались только заявлениями. Кроме того, давит рост стоимости сырья: оно все валютное. В третьем и четвертом кварталах 2008 года возросшие сроки прохождения платежей за отгруженную продукцию, получаемое сырье и материалы, приостановка кредитования привели к тому, что объемы финансирования проектов предприятий фармацевтической промышленности Среднего Урала снизились вдвое по сравнению с 2007 годом: с 868,22 до 418,42 млн рублей. Уральские дешевле — Сложная ситуация заставила уральские фармкомпании отойти от привычных схем работы, искать новые управленческие решения, способы экономии внутренних ресурсов, — говорит заведующая отделом областного Минпрома Виктория Казакова. — При подорожавшем на 17,5% импорте все внимание уделяется программе импортозамещения. Экономика компаний, выпускающих недорогие препараты широкого спектра потребления (нижний и средний сегменты), благодаря кризису даже улучшилась. Например, у Уралбиофарма и Ирбитского химфармзавода выручка увеличилась на 10 — 20%. Хотя над ними — дамоклов меч реконструкции: компании начнут выпускать продукцию по евростандартам, и расходы на ее производство вырастут в разы. Она станет недоступной для традиционных потребителей и неконкурентоспособной как минимум перед индийской и китайской. Чтобы избежать этой участи, Ирбитский химико-фармацевтический завод, 50,47% акций которого с середины прошлого года принадлежат группе компаний «Гранд Капитал» (Москва), с обретением нового собственника взялся за обновление ассортимента. По итогам первого полугодия-2009 он уже увеличил объемы выпуска продукции на 39% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. По результатам 2009 — 2010 годов компания рассчитывает получить 168 млн рублей дохода от продаж новых препаратов и чистую прибыль 111 млн рублей. Другая группа предприятий в кризис обанкротилась. Эта участь постигла Свердловскую фармацевтическую фабрику, которая выпускала мази, кремы и настойки: продукцию непервой необходимости перестали покупать. Третья группа — сильные игроки, за последние годы построившие инновационные производства: новоуральский завод «Медсинтез» (инфузионные растворы; мощность 5,5 млн литров в год; работает по международному стандарту GMP); Березовский фармацевтический завод (готовые лекарственные средства); Институт органического синтеза УрО РАН, начавший производство субстанции нового противоопухолевого препарата лизомустина на ООО «Академфарм». Суммарный объем инвестиций в эти импортозамещающие проекты — 1197,3 млн рублей. Из них 44,8 миллиона — средства областного бюджета; 11,9 — федерального. Остальное — 95,3% затрат — собственные средства предприятий. Новые производства спаслись от удара кризиса: продукция востребована, поэтому им есть чем рассчитываться за кредиты. В 2008 году «Медсинтез» завершил и другой глобальный проект — производство готовых форм генно-инженерного инсулина человека мощностью 10 миллиардов международных единиц в год. С июня текущего года этот проект снял зависимость региона от импорта, который составлял 98% рынка и был дороже отечественного препарата на 20 — 30%. Выход завода на рынок инсулинов может кардинально поменять расстановку сил среди поставщиков этого препарата в Россию. Бороться есть за что: в 2008 году объем продаж инсулина в РФ составил около 6 млрд рублей, в 2009 году возрастет до 8 миллиардов. Точки недопуска Кризис обострил нерешенные проблемы отрасли: значительный износ мощностей и необходимость приведения производства в соответствие требованиям международных стандартов (GMP, ISO); недостаточное количество высокорентабельной продукции; зависимость от импортного сырья. Но прима проблем — длительная процедура получения разрешительных документов на новое фармпроизводство. Это самая темная и запутанная тема в российской фармацевтике. Новый с иголочки Березовский фармацевтический, оборудование и технологические процессы которого спроектированы в соответствии с требованиями GMP, катастрофически долго, около трех лет, ожидает от Росздравнадзора регистрации 15 препаратов, предполагаемых к выпуску. Мощности простаивают. В ожидании лучших времен завод всего лишь упаковывает на своей площадке два готовых препарата, монтирует вторую линию. А рассчитывал наладить полный цикл производства. «Нужен именно пакет зарегистрированных препаратов, с которыми мы могли бы выйти на рынок», — подчеркивает заместитель директора по производству Сергей Главатских. С той же проблемой регистрации сталкивался в свое время и «Медсинтез». «В Росздравнадзоре решения принимают множество комиссий. Заседания переносятся месяцами: этот конгломерат чиновников и приглашенных академиков, по сути, не несет никакой ответственности за последствия своих действий. Руководство меняют, но зло там — в системе работы, а она остается прежней», — считает председатель совета директоров медицинского холдинга «Юнона» (куда входит «Медсинтез») Александр Петров. Росздравнадзор, уверены игроки, поможет отрасли все планы по развитию импортозамещения оставить на бумаге. За рубежом, например, действует простое правило: регистрация препарата стоит 80 тыс. евро, срок — 6 месяцев. Теперь борьба «Медсинтеза» за внутренний рынок ведется в другой «точке недопуска» отечественной продукции — на тендерах по госзакупкам: 30 регионов недавно заявили компании, что российский инсулин «не соответствует их техническим условиям». «Медсинтез», в свою очередь, пытается через суд доказать обратное и участвовать в тендерах. «Идет нормальная война за место на рынке российского инсулина, — говорит Александр Петров. — Завод получил европейский сертификат соответствия, выдвинут на евразийскую премию качества. Это позволит продавать инсулин и в СНГ. Строит собственное производство субстанций, чтобы не возить их из Франции. Обратной дороги нет: сейчас у нас 6% российского рынка, а 30% — горизонт следующего года, на который намерены выйти». В дальней перспективе мощности завода позволят закрыть потребность России в препарате на 100%. Даже в регионах, где есть свое фармпроизводство, предпочтение при госзакупках отдается зарубежным препаратам, доля отечественных в них снизилась с 20 до 5%, при том что сами госзакупки в этом году сократились на 40%. Кто принимает эти решения? Везде по-разному: в одних регионах министерства здравоохранения, в других — надмедицинские фонды, прочие закупочные структуры. Но всюду иностранными компаниями за 20 лет завоевания нашего рынка создана мощнейшая система лоббирования. Включая некорректные маркетинговые ходы: иностранцы, например, вкладывают огромные деньги в работу с врачебным сообществом, которое выбирает лечебные средства для пациентов в интересах зарубежных фармкомпаний. Мы все эти годы только уступали рынок. В итоге, по некоторым оценкам, продукция российской фармпромышленности ужалась до 10%, крупнейшие предприятия почти все принадлежат иностранным акционерам. Изменения этого вектора нет. Можно, конечно, взять документы по обустройству фармпроизводств в Евросоюзе и быстренько перенести модель в Россию. Но у нас нет такого уровня развития экономики, таких возможностей у бюджетов и финансов у компаний, которые можно вложить в развитие. Самым разумным, полагает Александр Петров, остается вариант здорового административного лоббирования интересов российских производителей, которые подписываются произвести препараты в международном GMP-стандарте, привлечь инвестиции. А государство — защитить продукцию на три года — достаточный период для развития бизнеса и укоренения в рынке. 13 Октября 2009, Эксперт Людмила Колбина дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 806 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию