Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Выходная маркировка К. Драффен

Выходная маркировка

К. Драффен, коммерческий директор компании «ИнфоТек & Сервис»

Необходимость оптимизации движения и распределения материальных потоков заставляет задумываться о том, как они будут проходить каждый из участков логистической цепи.

Например, покидающая производственное предприятие продукция подвергается так называемой выходной маркировке, которая используется при дальнейшем хранении ее на складе. В этой статье мы представляем краткий обзор основных типов оборудования, позволяющих проводить такую операцию, и особенности их работы.


Одна из идей выходной маркировки заключается в том, что она позволяет автоматически распознавать и сообщать в информационную систему следующие данные: что это за продукт, когда он выпущен, кому предназначен и все прочие его атрибуты. Поэтому использование маркировки помогает в автоматическом режиме решать вопросы пересортицы, отгрузки клиенту нужного товара в требуемом количестве и с определенным (например, наименьшим) сроком хранения. Это реально только тогда, когда товар можно автоматически идентифицировать. В настоящее время для этих целей лучшим из способов маркировки является штриховой код. RFID-технология, хотя и имеет некоторые достоинства, позволяющие использовать ее в решении отдельных задач, пока недостаточно доработана, чтобы применять ее так же массово, как и штриховое кодирование. У этой технологии пока еще есть определенные проблемы и с дистанцией чтения, и с довольно высокой ценой самих меток-тегов. Наиболее вероятно, что широкое внедрение RFID на складах произойдет через несколько лет, когда технология обретет соответствующий уровень и стоимость меток снизится. 

Если склад работает только с паллетами, на них должны быть нанесены идентифицирующие этикетки. Маркировка может быть и вложенной, если паллету дробят на размещенные на ней коробки или даже на штучные изделия. Складская система учета должна предусматривать все варианты вложений, для того чтобы с ними было возможно работать в автоматическом режиме и учитывать все возможные единицы хранения. Если коробку снимают с паллеты и начинают обрабатывать, то она требует маркировки. Чтобы сотрудник склада мог не напрягая зрение и не вглядываясь в текст, написанный мелкими буквами, идентифицировать груз, он с помощью сканера должен считать штриховой код с этикетки, нанесенной на коробку. Устройство автоматически подскажет: тот ли это товар или нет и укажет все остальные атрибуты, которыми следует пользоваться. 

Склады, находящиеся в логистической цепи сразу вслед за предприятием, имеют ряд технологических преимуществ, связанных с тем, что при выходе с производства произвести маркировку товара существенно проще, особенно если на нем используется технологическая линия, на которую можно поставить соответствующее автоматическое оборудование, печатающее и наносящее этикетки со штрих-кодом на проходящие коробки или паллеты. В этом случае бывает существенно проще взять информацию для печати этикеток либо из системы управления производством, либо из заданий по приемке товара, поступающего с производства на склад.

Автоматически нанесенная маркировка серьезно облегчает учет и идентификацию товара. Правда, иной раз и с автоматической маркировкой возникают проблемы, например, когда на складе есть несколько линий, которые на выходе сливаются в одну, и товар, нуждающийся в маркировке, идет вперемешку. Но так или иначе и такие вопросы решаются. Нам, например, пришлось столкнуться с подобной проблемой, когда понадобилось организовать маркировку на предприятии, где имелось семь выходных линий с производства. Продукция в произвольном порядке поступала на три паллетайзера и, соответственно, на три маркирующих места. Эта задача была решена путем группировки фотодатчиков-контроллеров, которые отслеживали движение паллет, коробок и т. д. 



В принципе, автоматический аппликатор работает так же, как принтер, печатающий этикетки, но к возможностям последнего добавляется еще и функция их нанесения. При маркировке коробок на них бывает достаточно нанести одну этикетку – либо сбоку, либо сверху. Если требуется промаркировать паллету, чаще всего необходимо, чтобы на ней было две этикетки, нанесенные с двух сторон. Это требование выдвигают сами склады, поскольку паллета должна располагаться в штабеле или на стеллажах этикеткой в сторону прохода, чтобы ее можно было быстро и легко идентифицировать. Существуют автоматические аппликаторы с высокой производительностью, которые наносят одну и ту же этикетку на все проходящие коробки. Их используют, если по линии идет однотипный товар. В процессе рабочего дня товар может меняться – тогда по сети Интернет аппликатору отправляется новое задание, и он автоматически начинает печатать другую этикетку. Если принтеры-аппликаторы подключены в систему управления предприятием, то им вовсе не обязательно отправлять задание. Достаточно бывает «кликнуть» кнопкой «новый товар», и тогда из базы выбирается то изделие, которое будет выпускаться на данной линии, а принтер-аппликатор автоматически начнет печатать для него новые этикетки. Там, где товар на выходе с производства идет по линии вперемешку, прежде чем на него будет наклеена этикетка, требуется предварительная идентификация коробок по какому-либо характерному признаку, например по цвету. Для этого, в частности, могут быть использованы цветные метки, которые наносятся на упаковку. На маркировочной линии в этом случае ставят световые фотодатчики, сигнализирующие аппликатору о том, какую из загруженных в память этикеток он должен будет распечатать. Одновременно автоматически выбираются дата и номер смены, то есть информация, которую также требуется нанести на этикетку.



Аппликаторы, наклеивающие по одной этикетке, используются чаще всего для маркировки коробок, а для маркировки паллет применяют так называемые одностоповые, двухстоповые и безстоповые аппликаторы, которые могут наносить сразу несколько этикеток. Безстоповый аппликатор обычно наклеивает этикетку на каждую паллету сбоку или на паллеты, проходящие мимо без остановки. В одностоповых аппликаторах чаще всего реализуется схема, в соответствии с которой паллета останавливается против аппликатора, после чего одна из двух одинаковых этикеток наносится на ее фронтальную или заднюю поверхность, а другая – на боковую. Этикетка на каждую паллету печатается в автоматическом режиме дважды. Сначала аппликатор изготавливает одну этикетку, апплицирует ее и проверяет с помощью сканера правильность нанесения, подтверждая это считыванием штрих-кода. После этого печатается вторая, точно такая же этикетка и наносится на вторую поверхность. Двухстоповые аппликаторы обычно используются для нанесения этикетки на паллету в процессе ее обмотки пленкой на паллетайзере. Происходит это так. Вначале паллета останавливается против аппликатора, получает одну этикетку, потом поворачивается другой стороной, и этикетка наклеивается на нее. Принцип действия аппликаторов одного типа одинаков, но разные производители используют в них различные механизмы нанесения этикетки. Что касается цен на разные типы оборудования, то одностоповый аппликатор чуть дороже, а безстоповый, который наносит только одну этикетку, – дешевле. Наибольшую стоимость имеет двухстоповый аппликатор, но он более приспособлен для встраивания в уже имеющиеся линии, не требуя каких-либо серьезных перестроек имеющихся у клиентов линий маркировки. 



Прежде для печати этикеток использовалась примерно такая же технология, что и в старых факсимильных аппаратах, которые печатали на термобумаге с помощью термоголовки. Теперь обычно используют термотрансферный способ. Основное назначение термотрансферных принтеров – массовое производство этикеток с информацией переменного содержания. Они могут напечатать как тысячу этикеток с одними и теми же сведениями, так и тысячу этикеток, каждая из которых будет содержать различные данные. При термотрансферной технологии термоголовка выжигает изображение, но уже по некоему картриджу – специальной ленте, которая также представляет собой расходный материал. Стойкость его на разных материалах различна. Если для печати используют бумагу, стойкость полученного изображения не слишком высока: нанесенные данные в принципе можно стереть, даже если просто потереть этикетку чем-то влажным. С синтетической этикетки удалить нанесенные данные не так легко. Краска внедряется в нее на определенную глубину, поэтому выдерживает абразивные воздействия, а также действие агрессивных сред. 



Сам процесс чаще всего происходит так: по заведенной в системе учета склада приемщик осуществляет приемку товара, проверяет его на соответствие требуемому количеству, а принтер выдает этикетки, которыми работник маркирует поступающий товар. В зависимости от принципов, на которых основывается работа склада, маркировать можно или отдельный товар, или всю поступившую партию. В случае поступления партии маркируется каждое место хранения. Если же поступила коробка, которая не будет разделена, то на нее наносится одна этикетка, позволяющая по номеру партии этой коробки идентифицировать сам товар – в этом состоит внутренняя складская маркировка. В зависимости от того, маркированным приходит товар от внешних поставщиков или нет, выбирается оборудование, которое подразделяется на три типа: малой, средней и высокой производительности. Первый класс позволяет напечатать порядка сотни линейных метров этикеток, средний – 450–500 метров этикеток в день. Есть и принтеры промышленные, предназначенные для круглосуточной работы, но на складах они используются достаточно редко. Если 90% поступающих товаров имеет маркировку, которая удовлетворяет работу склада, то для входной маркировки часто достаточно установить принтеры малой производительности. Все принтеры примерно одинаковы и функционально, и по принципам работы. Поменять устройство с малой производительностью на промышленный принтер достаточно просто, поскольку конструктивно они отличаются в основном количеством печатаемых этикеток. Кроме того, для принтеров разных классов применяют взаимозаменяемые расходные материалы. 



Принтер малого класса состоит из 4–5 блоков. Его моторную часть в случае, если одна из этих систем выйдет из строя, меняют целиком. Такая поломка – серьезный удар по кошельку владельца устройства, так как стоимость моторной части составляет половину стоимости принтера. У принтеров «старших» классов во внутренних приводах используется ремень. Обычно в случае выхода из строя привода заменяется только он, как в автомобиле, поэтому ремень можно также отнести к расходным материалам. Делается это не часто, но состояние ремня необходимо периодически проверять. Чем «старше» класс принтера, тем больше в нем металлических частей, тем интенсивней нагрузка на моторную часть и мощнее память, позволяющая загружать в него больше этикеток. Поэтому модели промышленного класса позволяют осуществлять круглосуточную работу и в течение нескольких лет печатать этикетки именно в промышленных масштабах. Есть даже принтер, который позволяет печатать этикетку формата А4 в одну секунду, но он не используется на складах. Аппликаторы на складе тоже не применяют – их ставят только на выходе изделий с производства. Нам известно несколько попыток использования аппликаторов на складе, но при этом возникли проблемы и не столько с организацией потока, сколько с установкой автоматического маркиратора на этот поток. Операции с грузом на выходе склада осуществляются вручную, поэтому производительность ограничена не оборудованием, а тем, насколько люди быстро могут выставлять какие-то единицы продукции для того, чтобы машина могла их замаркировать. 



Отдельным типом является маркировка с помощью мобильного принтера. Это устройство, которое помещается у сотрудника на поясе и используется в процессе приемки товара. После того как сотрудник, взглянув на мобильный терминал, убеждается, что на склад поступил именно тот товар и в нужном количестве и что для него имеется соответствующее количество мест хранения, он самостоятельно осуществляет печать этикеток в режиме on-line. В этом случае маркировка производится термоэтикетками, поскольку мобильные принтеры работают только по этой технологии. Такая этикетка выдерживает до нескольких месяцев хранения на складе, особенно если она не подвергается воздействию прямых солнечных лучей и каких-либо агрессивных сред. Отрицательные температуры термоэтикетки выдерживают достаточно хорошо. 



Груз с этикеткой на простой бумаге можно хранить только в закрытом складе при температурах от минус 40 ºС до + 80 ºС. Дорогостоящие материалы для маркировки паллет используют редко. Если все же требуется, чтобы этикетки были устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, то их изготавливают из синтетической пленки, которая имеет практически те же характеристики, что и бумага, но вместе с тем не размокает под действием дождя или снега. Груз с нанесенными на него синтетическими этикетками можно хранить под открытым небом, если, конечно, это позволяет сделать упаковка самого товара, расположенного на паллете. К его упаковке, напротив, предъявляется целый ряд специальных требований, например, она должна выдерживать воздействие бензина, масел и т. п. агрессивных веществ.



Разумеется, автоматическая маркировка паллет, товаров и др. предпочтительнее ручной. Вся информация берется из учетных систем производства или склада, а человек, которому, как известно, свойственно ошибаться, в этом случае оказывает минимальное негативное воздействие на процесс. Груз часто приходит на склад разнокалиберный, например, от различных поставщиков или производителей товаров. Одна паллета может содержать разные товарные группы. В случаях, когда маркировка из-за какого-либо сбоя или ошибки не подходит к данной группе товара или при поступлении товара на склад нанесена неверно, как правило, никто из сотрудников не обращает на это внимания, если, конечно, в этот момент не проводится инвентаризация или несоответствие изделия этикетке на нем слишком заметно. Процесс маркировки на складах является наиболее важным: если начальная маркировка нанесена неверно, то ошибка сохранится до самого конца логистической цепи. Потому чаще всего на складах на входную маркировку ставят наиболее ответственных людей и платят им приличную зарплату. 


К. Драффен, коммерческий директор компании «ИнфоТек & Сервис»
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56170/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1367

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

логистику и персонал «Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений