Затраты, приносящие прибыль Насыщение информационными системами и инфраструктурными решениями во многих розничных сетях на сегодняшний день пока далеко от западного представления об ИТ-инфраструктуре, поэтому в ближайшем будущем найдут применение практически все решения. Сейчас рынком востребован широкий спектр решений: ERP-системы и отдельные их модули, инструменты для повышения эффективности бизнеса, CRM- и системы бюджетирования. Некоторые компании находятся на старте проекта по их внедрению, другие уже обладают промышленными решениями и ставят задачи по их интеграции в единое информационное пространство. Соответственно, услуги интеграторов, которые сумеют объединить разрозненные решения в комплексную корпоративную информационную среду, в скором времени приобретут особую популярность. Широкое развитие получат проекты по созданию call-центров и систем видеоконференц-связи. «Количество клиентов у каждой розничной сети огромно, а клиентоориентированный подход требует внедрения соответствующих технологий, — объясняет Дмитрий Токар, директор по работе с корпоративными заказчиками сектора ретейла компании КРОК. — Кроме того, на основе общения с клиентами компаниям необходимо накапливать и систематизировать базу знаний для совершенствования процесса обслуживания». Ретейлеры все больше заинтересованы в консолидации информации, формировании стройной и детальной системы отчетности как для топ-менеджмента в целом, так и для каждого конкретного управленца, отвечающего за определенный участок бизнеса. Этот интерес приводит к необходимости использования таких инструментов, как BI, которые предоставляют целый комплекс корпоративной отчетности, позволяют внедрить систему KPI и уменьшить зависимость работы розничной сети от человеческого фактора, которая у многих российских ретейлеров пока велика. Большое количество различных транзакций в ретейле сопровождается огромным количеством документов, внушительная доля которых сегодня по-прежнему реализуется в бумажной форме. Поэтому ретейлеры заинтересованы во внедрении систем электронного документооборота — чем быстрее документ будет проходить и на всех этапах акцептоваться нужными специалистами, тем эффективнее будет работать розничная сеть. В отличие от Запада, где практически у всех торговых компаний уже налажен электронный документооборот взаимодействия с поставщиками, в России этот процесс только начинает разворачиваться. Сдерживающим фактором здесь выступают проблемы, связанные с ЭЦП и юридической значимостью электронных документов. Широкое распространение получат ЦОДы, поскольку все острее стоит задача консолидации данных и централизации технических и людских ресурсов. Еще один развивающийся тренд — создание отказоустойчивых решений, гарантирующих сохранность данных и возможность оперативной работы с ними. Постепенно ретейл начинает проявлять внимание и к таким экзотическим на сегодняшний день решениям, как Self Check-out (кассы самообслуживания). Одна из ярких особенностей российского ретейла — разнообразие кассового оборудования отечественного производства. Долгое время советский рынок был достаточно закрытым, потребности торговых организаций удовлетворялись силами отечественных производителей, создавших и продолжающих создавать достаточно широкий спектр решений, которые не только не соответствуют мировым стандартам, но и довольно сильно отличаются друг от друга. А поскольку в ретейле значительная доля информации поступает именно с кассовых аппаратов, то их «своеобразие» становится камнем преткновения при внедрении западных комплексных решений. Внедрение ноу-хау розничных сетей, обеспечивающих им преимущества перед конкурентами и позволяющих завоевывать новые доли рынка, иногда замедляется несовершенством используемых технологий. Поэтому перед многими компаниями стоит задача перехода с одного кассового пула на другой. К сдерживающим факторам развития ИТ в сфере ретейла относится также ограниченный бюджет. Если стратегия компании не предполагает масштабных вложений в ИТ, то осуществлять дополнительные заимствования сверх принятого и утвержденного бюджета не всегда возможно. Поэтому будут востребованы консалтинговые услуги по формированию планов развития ИТ. В последние годы наметился тренд к внедрению решений для управления нормативно-справочной информацией. Огромная номенклатура товаров порождает необходимость ведения множества различных справочников. Если подразделения торговой компании используют справочники, не опираясь на единые корпоративные правила их использования, то расхождения данных в этих справочниках неизбежны. В результате отчетность от разных магазинов крайне сложно, а иногда и невозможно свести в единый отчет. Ситуация усугубляется, если компания появилась в результате объединения нескольких сетей, отличающихся по специализации на различных группах товаров. В каждой из сетей уже функционируют свои системы учета, сформированы свои ассортиментные матрицы и справочники. Решению этой проблемы способствует использование решений, относящихся к линейке под общим названием «Управление мастер-данными». Методологически правильно выстроенное управление мастер-данными позволяет организовать процессы передачи информации по единым корпоративным стандартам. Мнение эксперта Георгий Ованесян, руководитель направления технической поддержки и аутсорсинга компании КРОК До недавнего времени по разным причинам к аутсорсингу компании сферы ретейла относились настороженно, да и определенное лобби внутри ИТ-департаментов сдерживало развитие этой модели. Однако в последние годы наметился явный тренд к оптимизации внутренних бизнес-процессов компаний, в том числе — к снижению затрат на людские ресурсы. На фоне того, что в компаниях появляется все больше высокотехнологичных ИТ-решений, все более тесной становится привязка основного бизнеса к этим решениям, многие сети стараются не вкладывать немалые средства в обучение и зарплаты собственных сотрудников, а предпочитают заключить контракт с внешней компанией, которая будет заниматься обслуживанием оборудования или всего аппаратно-программного комплекса. Особенно эта тенденция усилилась после выхода на российский рынок западных ретейлеров, активно практикующих аутсорсинг (в штате этих компаний даже не заложены единицы для поддержки ИТ-решений), эта форма стала востребованной. При этом стало выясняться, что бюджет, который тратится на собственных сотрудников, и бюджет на привлечение сторонней компании практически равнозначны. Сначала контракт с аутсорсером может быть несколько дороже, но если взглянуть на перспективу на 3–5 лет вперед, то экономия предстоит значительная. Сегодня аутсорсинговые услуги используются ретейлерами, прежде всего, при создании и обслуживании своих ИТ-инфраструктур. При открытии новых магазинов устанавливать инженерные системы своими силами довольно сложно. Гораздо удобнее воспользоваться услугами внешних подрядчиков, которые гарантируют качество и сроки выполнения работ на объекте. Такая же ситуация складывается и с поддержкой ИТ-инфраструктур: ретейлеру невыгодно держать большой штат ИТ-специалистов. Обслуживание инфраструктурных решений удобнее отдавать во внешнюю компанию, которая обеспечит качество выполнения ИТ-услуг и уровень квалификации специалистов. В результате компания получает четко выстроенный сервис, который может быть в случае необходимости передан любому другому аутсорсеру. Дмитрий Токар, директор по работе с корпоративными заказчиками сектора ретейла компании КРОК Проблема в том, что проект внедрения систем по-прежнему считается ИТ-проектом. Причина очевидна: в России слишком долго культивировалось понимание собственниками бизнеса и инвесторами ИТ как центра затрат, ничего не приносящего компании. И только в последнее время ситуация начала меняться. Действительно, ИТ — один из основных центров затрат, который, однако, обеспечивает и основную экономическую составляющую роста компании, повышения ее управляемости и масштабируемости, а собственникам бизнеса — уверенность в том, что в компании все правильно организовано сегодня и она будет правильно развиваться завтра. Если собственники бизнеса, например, проиграв на определенном отрезке времени конкурентную борьбу, не осознают значение ИТ для бизнеса — они не придут к правильным выводам. Запад через это уже прошел, а российский бизнес пока на пути к осознанию. Но необязательно учиться исключительно на собственном опыте. Для того чтобы помочь бизнесу сделать правильные выводы, необходимо проводить мероприятия, в которых должны участвовать не только ИТ-директора, но и собственники. В рамках таких мероприятий должны рассматриваться все аспекты взаимоотношений бизнеса и ИТ, а грамотные, квалифицированные управленцы, осознавшие необходимость инвестиций в ИТ, должны делиться опытом. Елена Некрасова https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55814/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1950 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию