Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Информационное обеспечение логистики в современных условиях Е. Попов

Информационное обеспечение логистики в современных условиях


Е. Попов, компания AXON-Consulting

Современные требования к скорости и гибкости обслуживания, надежности и прочности взаимоотношений с поставщиками и покупателями заставляют изменить традиционное отношение к логистике как к «обслуге» других подразделений компании.


В сознании многих руководителей российских предприятий сфер торговли и производства понятие «логистика» до сих пор ограничено узкими рамками сервисных услуг по доставке грузов и хранению материалов и товаров на складах.
Специалист по логистике – это человек, который умеет договориться с таможней, отследить движение фур по маршруту, организовать работу складской бригады. С этой точки зрения отдел логистики рассматривается исключительно как затратное подразделение, основной целью деятельности которого является сокращение неизбежных издержек, связанных с товародвижением. Нам не раз приходилось видеть начальника отдела логистики, рабочий и мобильный телефоны которого разрывались от звонков со складов или от водителей, 90% рабочего времени которого занимало разрешение возникающих конфликтов и проблем. При этом речь уже не идет о том, чтобы разработать цели логистики и оценить степень их достижения...

Между тем в мире уже несколько десятилетий под логистикой понимается несколько иное. Основной целью любого бизнеса является получение наибольшей прибыли путем реализации имеющихся конкурентных преимуществ и минимизации сопутствующих этому расходов. При этом под конкурентными преимуществами понимается целый комплекс совместно работающих факторов, от уникальности товара или услуги на рынке до работающей как часы службы послепродажного обслуживания. Все эти факторы в целом направлены на повышение той ценности, которую получает покупатель. Общая тенденция такова, что ценность товара для покупателя определяется не только его свойствами, но и тем, когда и как покупатель получает этот товар.

Доставка точно в срок, выполнение заказа в полном объеме, уровень обслуживания сделки и доступность технической поддержки несут в себе не меньшую ценность, чем качество и надежность товара. Именно поэтому деятельность предприятия в области логистики все больше направлена на создание этой части ценности для покупателя. Таким образом, в современном понимании логистика есть комплекс организационных, технических, информационных процессов, направленных как на снижение издержек материально-технического снабжения, так и на повышение конечной ценности реализуемого предприятием продукта или услуги.

С этой точки зрения цели логистики должны формулироваться в терминах ценности и обслуживания покупателей. Для оценки работы подразделения логистики должны использоваться конкретные цифры, характеризующие те аспекты ценности продукта, которые являются приоритетными для конкретного покупательского сегмента рынка.

Важным является тот факт, что тот или иной вклад в конечную ценность продукта предприятия вносят все его подразделения. При этом полезным является рассмотрение так называемой цепи добавленной стоимости предприятия (value-added chain, ЦДС). Цепь добавленной стоимости разбивает всю деятельность организации на группы основных и вспомогательных бизнес-процессов: основные бизнес-процессы направлены на последовательное создание добавленной стоимости (покупательской ценности) конечного продукта, вспомогательные – на обеспечение функционирования предприятия.

В зависимости от отрасли могут выделяться различные блоки основных и вспомогательных процессов, но в общем случае ЦДС любого предприятия среди основных процессов содержит маркетинг, разработку продукта или услуги, закупки материалов, комплектующих и товаров, производство продукта, продажу продукта и послепродажное обслуживание покупателей, а среди вспомогательных – стратегическое управление, юридическое, информационное, бухгалтерское обеспечение, управление основными средствами и активами и т. п.

Цепь добавленной стоимости можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных поставщиков и покупателей: каждая группа бизнес-процессов создает продукт для следующей за ней в цепи группы. Эффективность бизнес-процессов оценивается с точки зрения ценности данного продукта для «внутреннего покупателя» (естественно, не следует забывать и об оптимизации издержек!). Таким образом, наиболее современным является взгляд на логистику предприятия как на совокупность бизнес-процессов, направленных на поэтапное создание ценности для «внутренних» и «внешних» покупателей.


Логичным развитием сказанного является введение понятия цепочки поставки (supply chain). Теория управления цепочками поставок предлагает рассматривать предприятие не как изолированную и самостоятельную единицу, а как элемент некой «глобальной цепи добавленной стоимости», каждое звено которой направлено на повышение добавленной стоимости при движении продукта от производителя к конечному покупателю. Наличие четко отлаженной цепочки поставок рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество и даже критичное условие выживания компании. И здесь роль логистики как связующего элемента всех бизнес-процессов предприятий, участвующих в цепочке поставок, возрастает многократно.

В связи с изложенным выше необходимо отметить критичность уровня автоматизации логистики в современных условиях. Роль информационной системы уже не сводится лишь к подготовке товарно-транспортных документов и складскому учету, она должна позволять отслеживать уровень обслуживания в каждом элементе цепи добавленной стоимости, контролировать товарные потоки на всем протяжении цепочки поставок, гибко реагировать на изменения в спросе, оценивать удовлетворенность конечного покупателя.

Рассмотрим для примера цепь добавленной стоимости «обычного» торгового предприятия, работающего как на оптовом, так и на розничном рынке. «Продуктом», производимым торговым предприятием, является услуга по доставке товаров от производителя до конечного покупателя. Добавленная стоимость товаров для покупателя, создаваемая торговлей, есть возможность приобретения необходимых ему товаров в удобном для него месте в требуемый момент, а также гарантия качества и послепродажного обслуживания. Немаловажным, особенно в рознице, является и субъективное впечатление от покупки, связываемое как со свойствами самого товара (бренд, имидж), так и с уровнем сервиса при покупке.

Итак, в общем случае ЦДС в торговле содержит следующие бизнес-функции:

• управление ассортиментом и ценообразованием (что именно мы продаем, посредством каких каналов сбыта, по какой цене);

• управление распределением товаров (какой объем товаров требуется, чтобы обеспечить установленный уровень обслуживания, каким образом данные товары должны быть поставлены в соответствующие каналы сбыта);

• управление закупками и взаимоотношениями с поставщиками (каковы поставщики товара, как быстро и с какой надежностью они могут поставить требуемый товар, на каком этапе находится выполнение каждого конкретного заказа поставщику);

• управление складом (где и как мы храним и учитываем предназначенные для продажи товары, какая дополнительная обработка товаров требуется для повышения их ценности);

• управление доставкой (как доставить товары от поставщика к покупателю быстрей всего и с минимальными издержками);

• продвижение товаров (как стимулировать покупателя приобрести товары у нас);

• управление продажами и взаимоотношениями с покупателями (как идентифицировать покупателей и покупательские сегменты, как совершить и оформить торговую сделку, на каком этапе находится выполнение каждого конкретного заказа покупателя);

• гарантийное и сервисное обслуживание (каковы потребности покупателей в послепродажном обслуживании, каков цикл послепродажного обслуживания).

Информационная система (ИС) логистики торгового предприятия должна поддерживать все элементы ЦДС, обеспечивая непрерывность информационных потоков между бизнес-функциями и оценку деятельности каждой бизнес-функции с точки зрения повышения добавленной стоимости товаров.

Для этого ИС логистики должна иметь следующие функциональные возможности.

Кроме того, ИС логистики должна позволить проконтролировать показатели эффективности деятельности всех элементов цепочки поставок, ответив на следующие вопросы.

• Какие товары и товарные группы, какие каналы сбыта и отдельные покупатели приносят нам наибольшие и наиболее стабильные доход и прибыль?

• Каков процент полностью выполненных заказов покупателей (в случае опта) или каков процент обеспечения розничного спроса? Какова продолжительность выполнения заказов «внешних» (оптовых) и «внутренних» покупателей (собственных магазинов)? Какова надежность доставки?

• Каковы оборачиваемость складских запасов и затраты на хранение и складскую обработку товаров по товарных группам и местам хранения?

• Какова точность выполнения заказов нашими поставщиками по составу и срокам? Каковы потери из-за несвоевременности или неполноты поставки?

• Какова степень удовлетворения сервисных запросов покупателей и т. д.

Для решения данной задачи система должна содержать аналитический модуль, накапливающий статистическую информацию о результатах деятельности каждой бизнес-функции из цепи добавленной стоимости.

Как уже говорилось выше, для получения решающих конкурентных преимуществ в современных условиях необходимо рассматривать не только изолированное предприятие, но и цепочку поставки, элементом которой оно является. Для торгового предприятия партнерами по цепочке поставки являются производители и дистрибьюторы товаров, провайдеры логистических услуг, оптовые и розничные покупатели. Автоматизация управления цепочками поставок при этом может включать в себя следующие функции.

• Взаимодействие с поставщиками

• Передача поставщикам консолидированных планов и прогнозов продаж.

• Оперативный доступ к информации о запасах, имеющихся у поставщиков.

• Оперативный мониторинг движения товаров по заказам поставщикам до момента приемки.

• Планирование и проведение совместных маркетинговых акций и мероприятий по продвижению товаров и т. д.

• Взаимодействие с провайдерами логистических услуг

• Передача провайдеру консолидированных прогнозов исходящего, входящего и внутреннего товародвижения, которое обеспечивается провайдером.

• Оперативный мониторинг товародвижения и т. д.

Взаимодействие с покупателями

• Получение от покупателей планов и прогнозов потребления товаров.

• Предоставление покупателям информации об имеющихся запасах.

• Предоставление покупателям оперативной информации о движении товаров по их заказам.

• Предоставление услуг по планированию потребления для покупателей (может быть актуально для оптовика, снабжающего мелкорозничных торговцев) и т. д.


Вполне понятно, что требования к возможностям ИС логистики не исчерпываются описанными выше функциями. Это лишь наиболее общие составляющие информационной системы, с созданием которых нам приходилось встречаться в своих проектах по внедрению ИС управления логистикой на торговых предприятиях различного масштаба и структуры бизнеса. Большая часть упомянутых функций содержится в современных системах управления предприятиями, таких, как, например, Microsoft Business Solutions-Axapta, а остальное приходится дорабатывать, сообразуясь с конкретной стратегией, целями и структурой бизнеса заказчика.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность понимания логистики как связующего элемента деятельности, пронизывающего всю структуру предприятия, занятого производством и продажей продуктов и услуг, скелета и мышц живого организма компании. Информационная система логистики при этом играет роль нервной системы, обеспечивающей передачу управляющих воздействий от мозгового центра (менеджмента компании) конечным исполнителям и обратную связь по результатам деятельности.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55524/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1455

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

tms доска объявлений складские проекты wms