В офисах трещат неврозы В российских компаниях бушует эпидемия неврозов — информацию об этом распространил Институт глобализации и социальных движений (ИГСО). Но в большинстве своем работники не обращаются к психологам, а страдают молча. Зато растут косвенные признаки — заболеваемость язвой желудка и потребление успокоительных. Стоит ли жалеть бедных офисных тружеников или все же завидовать им? Цена вопроса По мнению экспертов ИГСО, причинами эпидемии неврозов служат командный стиль руководства, агрессивная обстановка в коллективах и недостаток отдыха. — На состояние психики персонала влияет незащищенность людей от широко применяемых истерических методов руководства — разносов, в том числе и публичных, наказаний, морального давления, — считает заместитель директора института Василий Колташов. — Ведь в них почти нет профсоюзных организаций, значит, жаловаться на произвол некому. Другими способствующими неврозу факторами выступают страх — потерять работу или вызвать недовольство начальства, перегрузка чрезмерными обязанностями и принуждение к переработкам. Во многих компаниях отпуск вопреки закону сокращен до 1-2 недель в году, а выходной бывает лишь один в неделю. Кроме того, на самочувствие и настроение людей часто отрицательно влияют условия работы. Помещения офисов часто отделывают дешевыми материалами, и, как следствие, в них велики испарения формальдегидов, в ковролине накапливается пыль, на мебели — статическое электричество. В помещениях, оборудованных по принципу «open space», то есть «открытое пространство», нередко очень тесно, не соблюдается норма комфортной работы — не менее 6 кв.м на человека. Фирмы экономят на освещении и вентиляции, некачественных офисных обедах, дешевом растворимом кофе. Долгие часы люди проводят за компьютером, не имея перерывов. К этому добавляются вынужденное неприятное общение, агрессия коллег. Тем не менее количество желающих получить работу в коммерческих фирмах, особенно крупных, не уменьшается. Это и понятно — в большинстве из них зарплата значительно выше средней по стране, а условия труда все же лучше, чем в бюджетных организациях или на производстве (возможности карьерного роста, обучения, современная офисная техника, соцпакет и т.п.). Что за диагнозом? Неврозом называют различные пограничные расстройства психики, при которых не происходит органического повреждения головного мозга. Выражается он прежде всего в астении — полном упадке сил и желаний, потливости, частом сердцебиении, нарушении сна. Неврозы делятся на неврастению (раздражительность, мышечные боли непонятного происхождения, непереносимость громких звуков, у женщин — плаксивость и т.п.), различные фобии (страхи), истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Лучшим методом лечения служит удаление фактора, послужившего причиной невроза. Применяются также лекарства-транквилизаторы, гипноз, физиотерапия, психоанализ, НЛП и другие методики. Нелеченый невроз может стать началом тяжелой депрессии. В армейском стиле Традиционно специалисты в области управления выделяют три стиля руководства: директивный (единоличный), демократический (коллегиальный) и либеральный (анархистский). Однако более современные исследования не ограничиваются этим. Известный американский социолог Дэниэл Големан считает, что руководящих стилей шесть: выдающееся лидерство, консультирующая опека, объединяющее поощрение, демократическая поддержка, нацеленность на результат без сантиментов, командно-угрожающий контроль. Российский ученый, доктор экономических наук Александр Панкрухин считает, что стиля четыре: директивный, директивно-коммуникационный, стиль участия и стиль делегирования. И успех любого зависит не только от коммуникации «начальник-подчиненный», но и от «зрелости работника». Это понятие отражает уровень компетентности и потребность в инструкциях по каждому заданию: чем более «зрелый» работник, тем меньше указаний и контроля ему требуется, тем больше инициативы и творчества вкладывает он в исполнение. А секрет успешного лидерства кроется в соответствии стиля руководства степени зрелости работника. Но многие ученые сходятся в том, что большинству коммерческих компаний присущ именно командный, директивный стиль руководства. Причин несколько: иерархия в них часто изначально выстраивалась по армейской модели (командир — подчиненные), лидером нередко становится сам владелец, не всегда обладающий реальными лидерскими свойствами, недостаток компетентности в управлении он заменяет жесткостью, услуги специалистов по управлению считаются непроизводительными затратами. «Будете у меня работать командой!» Столкнувшись с неэффективной работой созданной ими команды, многие руководители в последние годы обращаются к услугам социальных психологов и коучинг-тренеров, чтобы эту эффективность повысить. — Но модные тренинги по повышению личной эффективности чаще всего не способствуют снятию невротического напряжения в офисах, — считает Василий Колташов. — Отработка «лидерства» строится на подавлении ведомых, а не на получении поддержки коллег. Они нередко проходят в виде игр с выбыванием, когда сильнейшие в ходе конкурса «выбивают» слабых. В результате формируется тип беспомощного «лидера», не опирающегося ни на кого и, в сущности, никого в коллективе никуда не ведущего. Он может имитировать лидерское поведение, но в итоге индивидуальной активности захлебывается, срываясь на подчиненных. Начальство им недовольно: работает много, а результаты остаются прежними. «Выбитые» же сотрудники в лучшем случае воспринимают и его самого, и его поручения отчужденно. — Нас собрали в большом зале, — рассказывает Нина, топ-менеджер одной из успешных российских торговых фирм. — Сначала тренер предлагал нам ситуации, в которых бы каждый ощущал себя обиженным, жертвой, а потом предлагал представить себя автором этой ситуации. Было довольно трудно рассказывать о себе, своих переживаниях. Но еще труднее был второй тренинг — сказать в глаза коллегам, что ты думаешь о них на самом деле. И, наконец, на третьем тренинге надо было встать перед всем залом и убедить людей проголосовать за тебя, то есть войти в твою команду. По итогам тренинга тех топ-менеджеров, за кого не проголосовала «команда», просто уволили. После тренинга ощущение у всех было какое-то гадливое, тяжелое. Но зато потом работать стало легче и во многом эффективнее — как будто рухнули какие-то барьеры между людьми. Я заметила, что почти все перешли на «ты». Связанные одной веревкой Модные нынче методики «тимбилдинга», то есть объединения работников в одну команду, пришли к нам не просто с Запада. Поначалу их придумали для реабилитации ветеранов американской армии, страдавших «синдромом Вьетнама» — потерей смысла жизни, ощущением одиночества, ненужности, неумением вписаться в мирную жизнь. Но психологи быстро смекнули, что метод можно использовать и в бизнесе. «Веревочный», или «экстремальный», тренинг для офисных работников заключается чаще всего в том, что служащих одной компании вывозят на природу и предлагают ряд заданий, вырабатывающих командные навыки. Задания бывают действительно экстремальные и даже небезопасные. — Нам предложили по очереди влезать на дерево и прыгать оттуда вниз с высоты 10-15 метров, а остальные члены команды должны были страховать прыжок, — рассказывает менеджер компании сотовой связи Илья. — Потом мы влезали практически на голую каменную стену, тоже подстраховывая друг друга. Если подобный тренинг проходит в помещении, то участникам могут предложить упражнение на доверие: падать назад с завязанными глазами, в надежде на то, что тебя примет на руки вся команда. Или пройти через ряд препятствий цепочкой, но с завязанными глазами, держа друг друга за плечи. «Зрячим» остается лишь один участник команды, последний в «цепочке». Но он может руководить действиями своих коллег лишь при помощи невербальных средств. Например, один хлопок по левому плечу впереди стоящего — один шаг влево, два хлопка по правому — два шага вправо и т.д. Эти указания участники тренинга передают друг другу, и от внимания и усердия каждого зависит успех всей команды. Не они нас, а мы их Научный подход к организации труда «белых воротничков» и услуги психологов в бизнесе — продукты заморской научной мысли. Поначалу новую культуру несли нам западные компании, открывавшие свои офисы в России. Однако со временем процесс стал двусторонним. Многие специалисты, поработавшие в западных компаниях, отмечают, что не только наши бизнесмены перенимают приемы западной офисной культуры, но и западные менеджеры постепенно осваивают российский директивный стиль: разносы подчиненных, принуждение к сверхурочной работе, пренебрежение интересами рядовых сотрудников. К сожалению, серьезных исследований этого феномена до сих пор не предпринято. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55518/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1033 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию