Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Организация логистики: легче самим?

Организация логистики: легче самим?


Российская практика

Организация логистических процессов является важной частью функционирования сети как канала распространения продукции от производителя к потребителю. Одновременно на рынке действует множество фирм, специализирующихся на проведении отдельных логистических операций или предоставляющих широкий спектр услуг в данной сфере. В результате любой розничный оператор сталкивается с вопросом о том, следует ли заниматься логистикой самостоятельно или отдать предпочтение профессионалам из сторонней компании.

Можно выделить несколько основных систем, применяемых федеральными сетями для организации логистической цепи при выходе в регионы. Если руководство сети декларирует стремление создать многофункциональный холдинг, который может обеспечить все потребности розничного продавца, то компания, как правило, имеет собственный автопарк и РЦ. Если сеть не хочет обременять себя такими функциями, как поставка и хранение товаров, то она может воспользоваться услугами сторонней компании (или нескольких фирм) или переложить данные обязанности на плечи поставщиков. Использование того или иного варианта зависит от профиля торговой компании, ее масштаба, планов развития в конкретном регионе, а также общей стратегии компании на рынке.

Доставка – работа поставщика

Выход сети на федеральный уровень, как правило, свидетельствует о высокой степени развития компании и значительном количестве торговых точек, которыми она управляет. Однако осваивая новый регион, сеть оказывается в положении аутсайдера, пусть и имеющего укрепленный “тыл”. Наиболее распространенным способом организации поставок в магазины для небольших сетей является заключение договоров с поставщиками продукции, включающими обязательное условие – поставку товаров в магазины силами оптовой компании.

Этот метод зачастую используется на первоначальном этапе развития торговой розничной компании, и именно он оказывается наиболее выгодным на осваиваемых рынках даже для тех компаний, которые имеют собственные распределительные центры в районах функционирования наибольшего количества уже действующих магазинов.

– В настоящий момент у нас работает один распределительный центр в Москве. Что касается регионов, то в них доставка товара в магазины осуществляется либо нашими поставщиками, либо собственными силами компании, – говорит Мустафа Саглам, генеральный директор компании “Рамэнка” (сеть “Рамстор”). – Мы готовы рассматривать возможность строительства собственных распределительных центров во всех регионах, где по мере развития нашей торговой сети возникнет такая необходимость, так как строительство собственного РЦ имеет смысл только при наличии определенного количества торговых объектов сети в регионе.

– На первом этапе освоения нового рынка сеть, ориентирующаяся на получение товаров от местных поставщиков, не всегда имеет возможность получить от местных оптовых компаний желаемые скидки, и в этом случае завоз товаров с центрального РЦ в другом регионе выгоднее, – объясняет Роман Бодряков, управляющий партнер компании ROMB Consulting. – Если сеть работает с компанией, которая готова поставлять товар со скидкой и в московские, и в региональные магазины, тогда строительство или аренда РЦ на первом этапе не имеет смысла.

Производители национальных брэндов уделяют большое внимание организации дистрибуции. Самим же оптовым компаниям выгодно привозить в регион товары, уже знакомые потребителям благодаря массированной рекламной поддержке, поэтому сети практически не испытывают проблем с отбором поставщиков на региональных рынках.
  
– Сейчас крупнейшие сети прошли только первый этап экспансии, в процессе которого велось освоение городов-миллионников, и до действительно удаленных районов федеральный ритейл еще не дошел. Поэтому говорить о том, что сети сталкиваются с проблемой отсутствия в том или ином городе дистрибьюторов необходимой продукции, нельзя, – считает Игорь Прохин, генеральный директор компании Logist-ICS.

В то же время работа с местными поставщиками обеспечивает сети определенную гибкость, – излишняя централизация поставок иногда приводит к тому, что федеральный продавец ставит на прилавках региональных торговых точек “московский ассортимент”, в то время как местные потребители предпочитают продукцию локальных компаний, а федеральные брэнды им либо не знакомы, либо проигрывают в цене местным качественным аналогам. Однако излишняя гибкость для сети также нежелательна – она может привести к избыточному расширению ассортимента, которым окажется сложнее управлять.

Работа напрямую с поставщиками также имеет и ряд серьезных недостатков, – прежде всего они связаны с невыполнением местными оптовыми компаниями требований по своевременной поставке товаров в магазины. Кроме того, в этом случае увеличивается период разгрузки.

– Часто можно наблюдать, как в “Ашан”, “Ленту”, “Метро” выстраиваются очереди из машин поставщиков на разгрузку, – они могут провести в ней 3-4 часа. Поэтому для сети выгодно принимать ассортиментные поставки, формируемые в собственном логистическом центре. Тогда процесс приемки упрощается не только благодаря тому, что магазин забирает уже подготовленную партию, но и потому, что в этом случае проверка товара занимает меньше времени, так как реже возникают проблемы (недовоз, перевоз и т.д.), которые часто имеют место при работе между сторонними организациями, – поясняет Роман Бодряков.

Сеть: я сама

При достаточном количестве магазинов сеть получает возможность диктовать местным поставщикам свои условия, снимая с оптовых компаний расходы на распространение продукции по конкретным магазинам и сводя обеспечиваемые ими функции по транспортировке к завозу продукции на единый РЦ, а также устанавливает высокий уровень скидки. Так, в сети “Пятерочка” скидка в случае поставки от дистрибьютора на РЦ и затем самостоятельной доставки сетью по магазинам составляет 8%.

Возможность строительства собственного РЦ в регионе рассматривается сетями при наличии масштабных планов развития, – расходы на организацию собственного РЦ должны окупаться за счет льготных условий, получаемых от поставщиков.

– При строительстве РЦ у сети возникают большие капитальные затраты и серьезные постоянные расходы на его содержание, но при этом переменные расходы меньше, чем при использовании коммерческого склада. При использовании внешнего подрядчика все наоборот: капитальных затрат нет, постоянные затраты очень низкие, но переменные – высокие, потому что ритейлер оплачивает все дополнительные услуги (упаковка, маркировка), – говорит Игорь Прохин.

– Распределительный центр розничной сети кроме собственно хранения и перераспределения по магазинам выполняет ряд функций – прежде всего это касается доработки товара – фасовки, перетарки и т.д. Эти процессы для сети удобнее производить в одном месте (а не в отдельных магазинах), потому что в этом случае можно поставить оборудование с большей производительностью, обеспечивающее меньшую себестоимость услуг, – поясняет Роман Бодряков. – Однако сейчас существует множество примеров, когда поставщики сами занимаются доработкой товара для конкретной сети, например, поставщики фруктов на своем складе за свой счет ставят машины для упаковки и этикетажа.

Даже при наличии у компании средств на строительство собственного РЦ, она сталкивается с неминуемыми сложностями, связанными с поиском подходящего земельного участка и получением многочисленных согласований и прочей разрешительной документации. Все это в конечном итоге затягивает момент открытия собственного РЦ в регионе.
  
– Бюрократические препоны, через которые должна пройти сеть для того, чтобы получить разрешение на строительство логистического центра, связаны с дополнительными финансовыми расходами, и их преодоление занимает значительный период времени. При таких обстоятельствах арендованный склад – это оперативное решение поставленной задачи по развитию регионального направления сети. Чему сеть отдаст предпочтение – строительству собственного склада или аренде логистического комплекса, – зависит от того, насколько быстро компании нужно развить филиальную сеть, – рассказывает Андрей Коваленко, руководитель проектов компании Partner Logistiс.

Наше дело – торговля, а не склады

Привлечение сторонней компании к организации логистических процессов имеет множество проявлений, – от аренды склада до почти полной передачи функции логистическому оператору, оказывающему широкий спектр услуг. Выбор партнера производится среди компаний, специализирующихся на отдельных типах услуг (таможенное оформление, складирование, экспедирование и сопровождение грузов, грузоперевозка), 3-PL-операторов (3rd party logistic – “третья сторона в логистике”) – компаний, оказывающих комплексный логистический сервис – от таможенной “очистки” до доставки в конкретные торговые точки и 4-PL-операторов (4th party logistic – “четвертая сторона в логистике”)

– сторонних организаций, не занимающихся складированием и перевозкой самостоятельно, но управляющих цепями поставок (так называемые Supply Chain Management – SCM), привлекая для обеспечения работы цепи транспортные и другие компании. У частичной передачи функций стороннему логистическому оператору есть ряд очевидных преимуществ. Сеть избавляется от проблем, связанных с поставками товаров оптовыми компаниями непосредственно в магазины, и при этом не несет капитальных затрат на строительство и поддержание работы собственного РЦ. Кроме того, логистический оператор, обеспечивающий максимальную загрузку складов и транспорта за счет предоставления услуг нескольким компаниям, имеет возможность обеспечивать низкие тарифы.

– У продовольственной сети пики продаж приходятся на ноябрь–январь, в этот период объем продаж может возрастать в три раза. Если учитывать данный факт, для обслуживания в этот временной промежуток сети должны строить РЦ в три раза больше, чем нужен на весь остальной год. А у логистического оператора за счет того, что он обслуживает компании с разной сезонностью, есть возможность подбирать клиентов так, чтобы заполнение склада было равномерным в течение года, – более полное использование склада дает экономию на расходах, – поясняет Роман Бодряков.

Практика передачи функций на аутсорсинг популярна на Западе, и многие российские сети, копирующие европейские и североамериканские образцы, задумываются о применении этого способа организации логистики в своей работе. Однако если в ЦФО и СЗФО воплощение этих проектов вполне реально (в Москве и Санкт-Петербурге на сегодняшний день действует ряд крупных компаний, которые могут предложить свои услуги по организации цепочек поставок, предлагающие ответственное хранение и т.д.), при выходе на региональные рынки ритейлеры сталкиваются с рядом трудностей.

Сегодня практика аутсорсинга логистических функций используется рядом крупнейших и “продвинутых” торговых компаний, которые в основном действуют в европейской части России. Естественно, что обслуживающая их транспортная и складская инфраструктура сложилась именно здесь, – в регионах у логистических операторов нет достаточного количества клиентов для эффективного развития аналогичных структур. Компании, предоставляющие услуги ритейлерам, по сути выходят на региональный рынок вместе со своими клиентами.

– Идеальных логистических провайдеров, которые покрывали бы всю интересную для сетей территорию, пока нет, существуют лишь компании, которые специализируются на одном типе услуг, например, экспедиторские фирмы с большим охватом территории, – считает

Игорь Прохин.

Хотя на первом этапе региональной экспансии продовольственные сети осваивают почти исключительно города-миллионники, каждая из сетей выбирает собственную стратегию развития, поэтому на первоначальной стадии часто возникает ситуация, что в тот или иной город выходит только один или два федеральных игрока. При этом даже если у логистического оператора есть несколько клиентов, начавших продвижение в регионы, они зачастую выбирают в качестве первого пункта экспансии различные региональные столицы. Развитие инфраструктуры под одного федерального клиента не выгодно логистическим компаниям, так как обслуживание одной сети не может гарантировать оптимальную загрузку склада или транспорта, поэтому тарифы операторов оказываются слишком высокими.

Для минимизации расходов компании по логистике начинают поиск местных бизнес-структур, которые готовы пользоваться их услугами, однако это занимает определенный промежуток времени. Тем не менее, бурное развитие ритейла дает стимул появлению складской и транспортной логистики на региональных рынках, и в ближайшие несколько лет указанные проблемы несоответствия темпов освоения регионов логистическими и торговыми операторами должны исчезнуть.

Использование сторонних комплексных логистических операторов считается высшей степенью развития логистики в целом, по крайней мере на Западе эта система стала последней ступенью развития на сегодняшний день. Однако не все российские компании готовы использовать аутсорсинг. Одним из важнейших факторов, влияющих на отказ от аутсорсинга, является достаточно высокая стоимость услуг логистических фирм, однако это связано лишь с тем, что современные структуры подобного формата появились на рынке относительно недавно.

– На мой взгляд, логистические операторы на сегодняшний момент несколько профессиональнее, чем логисты из розничных сетей. Соответственно, если сеть не может спланировать, какие поставки ей необходимы и в каких объемах, то ритейлеру сложно получить приемлемые условия по доставке, хранению и распределению продукции от логистического оператора, потому что последний начинает закладывать в стоимость все риски, что отражается на конечной стоимости услуги, – говорит Роман Бодряков.
Также аутсорсинг во всех своих проявлениях предполагает определенный уровень раскрытия информации перед компанией-партнером, к которому также не готово пока большинство российских сетей.

На сегодняшний день практика передачи логистических функций на аутсорсинг для компаний, выходящих на региональный рынок, наименее распространена.
Наиболее часто в данный момент применяется методика работы с локальными дистрибьюторами или федеральными поставщиками, с которыми сеть работает сразу в нескольких регионах.

Однако практически все федеральные розничные компании заявляют о планах строительства собственных региональных распределительных центров в ближайшие годы. В целом организация логистики в розничной сети является скорее политическим, чем практическим вопросом, – специфика поведения каждой отдельной компании в этом направлении определяется основополагающими принципами политики ее развития.

– Сегодня российские сети используют все возможные варианты развития. Об их успешности свидетельствует получаемая ими прибыль, поэтому говорить о том или ином варианте, как о предпочтительном, нельзя, – резюмирует Роман Бодряков.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55372/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3244

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

логистика аудит erp оптимизация склада tms