Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

От транспортировки к логистике Светлана ПОЛИТОВА

Журнал «Почта России» №7/2005

От транспортировки к логистике



Стабильная деятельность национального почтового оператора немыслима без отлаженной системы транспортировки грузов. Cистема грузоперевозок Почты России, спланированная и созданная во времена Советского Союза, значительно устарела. В течение долгих лет ее реформирование оставалось невозможным. Объединение компании и появление стратегических планов развития открыли перед Почтой России новые перспективы. Появилась возможность использования различных инструментов для привлечения капитала, для расширения собственных возможностей получения дохода.

  

Модное слово - логистика



Логистика - комплексная система управления материальными потоками предприятия. Впрочем, разные источники приводят разные определения этого понятия. Андрей Хлус (Национальный совет по цепям поставок) считает: «Слово «логистика» сейчас в моде, поэтому его используют всякий раз, когда речь заходит о массовых транспортировках грузов. Однако, на самом деле, логистика возникает там, где перевозимый груз становится товаром, а сами перевозки - средством получения дохода. Те действия, которые предпринимает сейчас Почта России, пока можно характеризовать как расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Для того, чтобы можно было говорить о существовании логистической системы Почты России, у компании должна появиться единая система планирования, организации, контроля и управления потоками товаров, услуг, потоками финансовыми и информационными». Такая система и создается сейчас в Почте России.

Столь гигантскую и разветвленную структуру невозможно изменить в одночасье: процесс требует значительных финансовых затрат, тщательного изучения ситуации, объединения усилий множества различных подразделений - как центральных, так и региональных. Однако стратегическая цель реформирования логистической системы Почты России уже обозначена: создание единой централизованной структуры, управляемой, финансово эффективной и способной адекватно и вовремя реагировать на происходящие изменения.

 

Транспортные проблемы



Как отмечают эксперты, у всех российских перевозчиков (как и у компаний, для которых транспортировка грузов на дальние расстояния является важной составляющей бизнеса) проблемы схожи.

Для железнодорожных перевозок - это монополия ОАО «Российские железные дороги», ограничивающая самостоятельность компаний в выборе маршрутов и тарифов. «Российские железные дороги» - огромная компания, которой трудно адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке, - считает Андрей Хлус. - Для любого монополиста характерно желание повысить собственные доходы за счет повышения тарифов. Но тарифы на железнодорожные перевозки жестко регулируются, и РЖД рано или поздно должны прийти к выводу, что только повышение качества услуг и скорости прохождения грузов, поиск новых видов услуг, глубокая специализация (например, перевозка крупногабаритного груза) принесут компании новые доходы и новых клиентов».

Свои проблемы существуют и у автоперевозчиков. Разумеется, перевозки грузов автомобильным транспортом более удобны в плане оперативных изменений графиков движения и независимости от сторонних организаций - владельцев транспортных средств и инфраструктуры. Однако, притчей во языцех по-прежнему остается качество российских автомобильных дорог, в том числе, федеральных трасс. А это сказывается на стоимости эксплуатации грузового автотранспорта, скорости перевозки грузов и уровне развития автодорожной инфраструктуры. На одном из последних семинаров по проблемам логистики менеджер по терминалам и логистике компании DHL в России и СНГ Маркус Кникманн пожаловался, что «Россия слишком велика, чтобы все грузы доставлялись по автодорогам».

Перевозки авиационные тоже имеют свои особенности. Тот же Маркус Кникманн выразил недоумение, что авиакомпании нередко снимают ранее забронированный груз с рейсов, особенно с дальних - в города Сибири и Дальнего Востока. Также эксперты отмечают, что возросшие требования к безопасности увеличивают время оформления грузов в аэропортах, слишком большой временной зазор между забором груза и отправкой рейса (до 6 - 8 часов) нередко приводит к задержке доставки на целые сутки. Кроме того, отечественные воздушные суда имеют слишком маленькие грузовые отсеки, не всегда вмещающие требующий отправки груз, - это характерно даже для новых типов самолетов - Ту-204 и Ту-214. Сюда же стоит приплюсовать высокие тарифы на авиаперевозки - особенно в тех регионах, где использование других видов транспорта неэффективно или невозможно, а конкуренция между авиакомпаниями невысока.

«К традиционным проблемам перевозчиков можно отнести недостаточно протекционистскую политику государства, - отмечает директор «Совтрансавто Логистик» Владимир Тян, - а также противоречия в некоторых вопросах налогообложения, хотя это, прежде всего, относится к международным перевозчикам».

Но в этих условиях Почта России существует уже много лет. И не просто существует, продолжая справляться с объемами перевозок, но и находит возможность совершенствования магистрально-сортировочной сети, увеличивая скорость доставки почтовых грузов и повышая ее эффективность. Это не смогли отрицать даже критически настроенные эксперты.


 

Качественный рост


 

Основное правило логистики - так называемое Правило шести «right». В переводе это звучит как «правильный продукт в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами». Именно на создание максимально эффективной системы перевозок и нацелена программа реформирования магистрально-сортировочной сети Почты России. Как отмечает Владимир Тян: «На рынке формируются новые критерии оценки и выбора провайдеров услуг по доставке, при этом качество услуги (надежность, соблюдение сроков, оперативность) все больше превалирует над фактором стоимости. Поэтому повышение качества как самой услуги, так и внутренних бизнес-процессов является еще одной из перспективных задач».

«Многие задачи, стоящие перед Почтой России и касающиеся повышения эффективности перевозок почтовых грузов, требуют расширения транспортной базы, - считает Андрей Хлус. - Например, увеличение числа почтово-багажных вагонов и даже приобретение собственного авиатранспорта. Несмотря на то, что это весьма затратный проект, он может себя оправдать: собственные воздушные суда позволят снизить издержки на авиационные перевозки почтовых грузов, увеличить частоту рейсов и оборачиваемость грузов, повысить скорость транспортировки почты».

Кстати, двенадцать лет назад к такому же заключению пришла французская «La Post», приобретя небольшой пакет акций авиакомпании «Эйр Франс». На сегодня французская почтовая система является основным владельцем этой авиакомпании.


На пути к логистической сети




Как отмечают большинство экспертов, важной составляющей процесса реформ логистической системы Почты России должно стать развитие направления коммерческих перевозок. Но, как отмечают опрошенные журналом эксперты, просто перевозить грузы из одного региона в другой недостаточно. Чтобы занять собственную нишу на рынке перевозок, необходимо освоить оказание всего комплекса логистических услуг. «Выстраивание эффективной логистической системы немыслимо без тщательного анализа груза, потребностей его отправителя и получателя, - считает представитель Национального совета по цепям поставок Андрей Хлус. - Для каждого груза - своя тара, свой вид транспорта, свой маршрут. Почте России с давних времен досталась система, где все слишком стандартизировано, а она не отвечает реальным требованиям. И компания вынуждена будет пересматривать свои позиции - в том числе, и по маршрутам транспортировки».

«Почта России, имея такую обширную и сложную транспортную инфраструктуру, вполне может вписаться в число преуспевающих логистических компаний, - продолжает Андрей Хлус. - Однако, привычная для почтовиков деятельность - транспортировка стандартизированных грузов, уже упакованных и доставленных к месту отправки, может оказаться не слишком востребованной. Существуют компании, которые нуждаются в том, чтобы перевозчик не только принял у них груз и доставил к месту назначения, но и нашел бы для него оптимальную упаковку и схему погрузки, оптимальный маршрут, обеспечил бы удобные сроки и способ доставки, экспедирование, гарантировал сохранность груза… Это довольно трудоемкий процесс, но на это есть спрос, и это может стать источником заработка. Пример - торговая сеть «Арбат-Престиж». Она поставляет в регионы мелкие партии парфюмерии и косметики для розничных продавцов. Но ей необходим полный цикл услуг: от расфасовки до доставки адресату. И таких компаний в стране с каждым годом все больше».

Его поддерживает Владимир Тян: «Поскольку рынок все более тяготеет к глобализации и специализации, и, таким образом, растет востребованность услуг транспортно-экспедиторских и экспедиторских компаний, следует искать возможности для повышения эффективности в профилировании деятельности, повышении интенсивности использования транспортных средств, оборачиваемости».

Оба эксперта отмечают, что Почта России уже движется в направлении расширения спектра транспортных услуг. Инерция огромной компании не дает возможности мгновенных перемен, но вектор движения вперед уже задан - и, значит, очень скоро один за другим последуют новые шаги.


Светлана ПОЛИТОВА
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55249/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1952

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

логистику и персонал «Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Как увеличить производительность труда на 30% за 3 месяца