Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

НАУКА ОПТИМИЗАЦИИ

НАУКА ОПТИМИЗАЦИИ


Мой собеседник имеет ученую степень доктора экономических наук, звание профессора кафедры логистики Государственного университета "Высшая школа экономики", является президентом Международного центра логистики, а также президентом Национальной логистической ассоциации России.

Знакомьтесь: Виктор Иванович СЕРГЕЕВ, один из немногих знатоков и специалистов логистики в России. Человек очень занятой, тем не менее, нам удалось найти время и побеседовать, затронув непростую тему логистики как в прикладном её виде, так и "учебно-теоретическом".

- Виктор Иванович, несмотря на то, что современный мир – это возможность получить информацию в самых различных формах, а планета Земля накрыта Всемирной паутиной, логистика в России остается до сих пор terra inkognita (землей неизвестной).

- Это так и не так. Действительно, на бытовом уровне логистику понимают, как перевозки и складирование. Хотя это поверхностный взгляд. Мировой опыт свидетельствует, что в США логистике уже 50 лет, в Европе чуть поменьше – 40. Россия очень отставала, потому что сложившиеся экономические отношения не способствовали развитию логистики. Как только стали появляться элементы рыночной экономики, логистика у нас стала востребованной. Причем, не только, как операционная деятельность (перевозка, складирование, грузопереработка, растоможивание и так далее), но в большей степени, как координирующая деятельность.

- Поясните, что это означает?

- Если быть совсем кратким, можно сказать, что координирующая деятельность заключается в управлении запасами, управлении заказами клиентов в целом по цепи поставок, управление рисками, управление качеством логистического обслуживания и т. д. За счет координации и интеграции в цепи поставок можно достигать оптимизации ресурсов. Иными словами, компания тратит меньше денег, затрачивает меньше усилий для достижения результатов, иных корпоративных целей.
Опять же сошлюсь на мировой опыт. Логистика позволяет оптимизировать ресурсы не только внутри фирмы, но и в цепи поставок при работе с контрагентами – поставщиками, потребителями, посредниками.

- Меня удивило, что теоретические основы логистики до сих пор не разработаны, хотя о ней говорят более полувека.

- Логистику называют наукой в области практической деятельности, хотя, действительно, теории логистики в общем виде до сих пор нет. Логистика в большей степени является прикладной специальностью. Она носит междисциплинарный характер. Если говорить о логистике, как об инструменте менеджмента компании, то она имеет действенные рычаги влияния на бизнес: снижение затрат, улучшение качества обслуживания потребителя, увеличение производительности, оптимизация оборотного капитала и многие другие направления.

- Статистика утверждает, что в экономике велика доля логистических издержек.

- Примерно 25-30% валового внутреннего продукта – это логистические затраты. Сокращение даже на долю процента этих затрат дает колоссальный эффект в масштабах страны.

Каждая отрасль имеет свою специфику. Благодаря эффективной логистике, можно достичь снижения операционных затрат в среднем до 20%, снижения оборотного капитала до 50-70%. Согласитесь, это значительные цифры. Современные технологии, информационные системы, которые поддерживают логистику, приносят ощутимую пользу компаниям.

Примечательно, что раньше компания располагала такими рычагами, как увеличение объема продаж, высокая маржа прибыли, теперь это поле начинает сжиматься. Компании очень сильно чувствуют усиливающуюся конкуренцию. Производственные технологии отработаны, они дают (примерно) одинаковую себестоимость товаров повседневного спроса. Остаются логистические издержки на входе и выходе. За счет этих затрат можно регулировать бизнес, что дает ощутимые преимущества как раз тем компаниям, которые умеют правильно использовать рычаги логистики. Прежде всего - снижать операционные затраты и осуществлять логистическую координацию внутри и вне компании.

- Здесь следует сказать ещё об одном очень важном факторе – экологическом.

- Вы совершенно правы. Почему? Оптимизация работы транспорта, оптимизация складских мощностей позволяет уменьшить давление на природу. Кроме того, развязывая грузопотоки, оптимизируя загрузку автотранспорта, мы уменьшаем выброс вредных веществ в атмосферу.

- Вы упомянули, что логистика носит прикладной характер. Развейте, пожалуйста, эту мысль.

- С 1995 года я занимаюсь макрологистикой. Кстати, тема моей докторской диссертации тоже была связана с этим. Так вот, на моих глазах развивалось это направление в России. Сейчас, например, мы активно занимаемся созданием логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров.

Создаются городские логистические центры для управления городской инфраструктурой, управления пассажирским автотранспортом. Направление получило название сити-логистика. Россия участвует в нескольких международных проектах по созданию глобальных логистических систем, логистических центров в торговле и на транспорте.

- Для развития, точнее, строительства логистических центров нужны финансовые средства.

- Разные программы имеют разные источники финансирования. Минтранс сейчас финансирует целевую федеральную программу строительства логистических центров в России. Частично финансирует проекты Банк реконструкции и развития. Иностранные инвесторы заинтересованы вкладывать деньги в наши терминалы, дороги. Время "быстрых" денег подходит к концу. Понимая это, инвесторы готовы вкладывать деньги в "длинные" логистические проекты.

К слову сказать, логистика в плане инфраструктуры – это длинные деньги. Отдачи от вложений надо ждать долго. Тем не менее, за этим большое будущее. Частный капитал строит распределительные и логистические центры, терминалы, вкладывает деньги в телекоммуникации, дороги.

- Ваш Международный центр логистики способствует этому процессу?

- За предыдущие 5 лет мы выполнили около 40 проектов. Это в основном консалтинговые проекты. Работали с такими крупными компаниями как "Газпром", "Роснефть", "Русал", "СИБУР", "Парижская коммуна", "М.Видео" и др. Начиная с нуля, разрабатываем стратегию логистики, логистическую сеть, выстраиваем новые бизнес-процессы, технологии, информационное обеспечение. Очень много проектов касается складов, инжиниринга складских процессов, строительства новых складов и терминалов.

- Вы говорите о гигантах нашей экономики. Применима ли схема для более мелких компаний?

- Логистическая система, как модель применима не только для крупных компаний. Инструменты логистики может использовать и средняя компания, и малая фирма. Причем, надо отметить, что средние и малые предприятия являются более гибкими, восприимчивыми к логистическим инновациям, чем крупные.

- Теперь поговорим о том, кто сегодня занят логистикой, вернее, как и где готовят специалистов, какой вклад вносит ваш вуз.

- Наш Университет, надеюсь, представлять не надо – это один из ведущих вузов страны. Логистика это две кафедры – собственно логистики и управления цепями поставок. Помимо тех функций, которые вы обозначили в начале, я возглавляю кафедру управления цепями поставок, кстати сказать, единственную в России и странах СНГ. Если говорить о Национальной логистической ассоциации, то датой её рождения следует считать 2001 год. Она возникла, когда логистика у нас достаточно динамично развивалась. Но требовалась поддержка, пропаганда, продвижение. Потому что, во-первых, это связано с бизнесом, во-вторых, с образованием. А в нашем Университете это удачно сочетается: Международный центр логистики и работающие кафедры.

Теперь об образовании. В 2000 году, в 7 вузах России, в виде эксперимента был осуществлен набор студентов по специальности 062200 \"Логистика\". Сегодня около 600 человек имеют государственный диплом, где в графе \"квалификация\" значится: \"логист\". \"Доля\" МЦЛ и ГУ-ВШЭ - около 300 человек. Конечно, для нашей страны такое количество выпускников – капля в море. Сегодня около 20 вузов ждут получение лицензии, чтобы начать обучение специальности, которая теперь в реестре специальностей Минобрнауки РФ имеет номер 080506 и называется \"Логистика и управление цепями поставок\". Логисты сегодня очень востребованы, ежегодно это подтверждают высокие конкурсы. В прошлом году у нас было около 20 человек на место, в других вузах – до 10 человек и более. Конкурс высок потому, что ещё мало вузов, где можно получить эту специальность. Она будет стоять в первой десятке в течение пяти ближайших лет.

В МЦЛ мы стараемся развивать все направления подготовки и переподготовки логистов – от возможности получить МВА и второе высшее образование до повышения квалификации. Приглашаем для преподавания практиков, ведущих западных специалистов и профессоров.

- Знаю, что существует проблема преподавательских кадров.

К сожалению, очень мало профессоров, преподавателей, которые на одинаково высоком уровне могли бы вести дисциплины Государственного образовательного стандарта специальности 080506 \"Логистика и управление цепями поставок\". В МЦЛ созданы курсы повышения квалификации преподавателей. Открыли мастер-классы. В Международный центр логистики едут преподаватели, доценты, даже профессора, которые проходят переподготовку по логистике. Иными словами и без ложной скромности можно сказать, что мы являемся законодателями моды, разрабатываем стандарты, обкатываем все программы новой специальности. За 6 лет МЦЛ выпустил (почти) полторы тысячи человек, повысив квалификацию и переподготовив специалистов из бизнес-среды.

Рынок может быть насыщен логистами лет через 10. А сейчас надо использовать все формы – повышение квалификации, профессиональную переподготовку, семинары-тренинги, короткие программы. Можно наблюдать такую картину, когда за парту садятся и топ-менеджеры. Это правильно, потому что многие не понимают потенциала логистики, замыкаясь на простом: логистика – это транспорт и склад. Хотя, как мы понимаем, транспорт и склад, лишь составляющие.

У нас очень хорошие международные контакты. Мы посылаем слушателей на тренинги в Германию, Голландию, Бельгию, Великобританию. Причем, никогда не зацикливаемся на теории, а учим на конкретных примерах, на реальных деловых ситуациях. Анализируем работу конкретной компании, у которой сложилась определенная бизнес-ситуация. Вот мы её и \"препарируем\".

- Когда, с вашей точки зрения, в России будет достаточно специалистов, в области логистики?

- Насыщение специалистами произойдет не скоро. Надо расширять географию, подключать регионы. В Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дальнем Востоке нет вузов, где была бы открыта эта специальность. В большинстве вузов есть лишь один-два преподавателя, которые хоть что-нибудь знают по специальным дисциплинам логистики. А чтобы была открыта кафедра…

В стандарте \"Логистики и управления цепями поставок\" 14 специальных дисциплин. Один преподаватель может вести обычно лишь 2 дисциплины. Значит, костяк кафедры должен составлять минимум 7 человек. А ведь это должны быть подготовленные преподаватели. Так что для России, на самом деле, подготовка преподавателей по логистике – колоссальная проблема.

- Известно, что не хватает и учебных пособий.

- Мы готовим серию учебников под Государственный стандарт новой специальности. Ведем жесткий отбор преподавателей, которые могли бы стать авторами этих учебников. Два учебника уже в работе и скоро выйдут в свет, в издательстве ИНФРА-М. Автор одного из них заведующая кафедрой маркетинга и управления проектами МИЭТ, профессор Н. К. Моисеева, другого - преподаватель ГУ-ВШЭ, доцент А. Н. Стерлигова. В начале следующего года должен выйти учебник по логистике для МВА (программу в МЦЛ мы открыли в 2004 году, это престижная и перспективная программа, в октябре этого года состоялся первый выпуск, до сих пор логистов с такой степенью в России не было).

Жизнь подвигает нас на развитие учебных программ и самой организации обучения. Разрабатываем новый стандарт двухступенчатого образования по логистике \"бакалавр-магистр\".

Приятно, что в России стали выходить хорошие зарубежные учебники в переводе – \"Стратегическое управление логистикой\" Дж. Стока и Д. Ламберта и \"Логистика. Интегрированная цепь поставок\" Д. Бауэрсокса и Дж. Клосса. Я был научным редактором перевода обеих книг. На подходе \"Управление цепями поставок\" Дж. Гатторны - базовый учебник американских вузов. Рассчитываем, что книга выйдет в феврале следующего года.

- Ну, и наконец, последний вопрос: в России создан сертификационный комитет по логистике. Облегчило ли нам жизнь эта структура?

- В 2001 году Европейский сертификационный комитет по логистике дал нам право сертифицировать специалистов по европейским стандартам. Действует трехуровневая система: мастер, сеньор, операционный логист. Могу с точностью сказать: сегодня в России 167 сертифицированных логистов. Как видите, товар \"штучный\". Думаю, со временем количество специалистов возрастет. Такова реальная потребность сегодняшнего дня.

Беседу вел Олег МИХАЛЬЧУК.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54736/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1398

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Опубликованы результаты ежегодного рейтинга «Самая быстрая транспортная компания 2024» от Main Transport ТД Элит Групп